Авторское право как фактор экономического развития


Краткий конспект доклада «Авторское право как фактор экономического развития»

Нейман Лейла Борисовна
Генеральный директор ООО «Штайнер, Нейман и Партнеры»

1.Уже не первый год во всем мире наблюдается тенденция к капитализации
интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права уже многие годы являются
предметом ведения многих видов бизнеса, составляя по несколько процентов ВВП
разных государств, а в случае с США - 7 % ВНП!
В США капитализация ИС началась десятилетия назад. Еще в 1984 году там была сформирован Международный Союз Интеллектуальной собственности (ПРА), являющийся коалицией частного сектора, представляющей интересы основанных на авторском праве отраслей промышленности, и призванной улучшить международную защиту ИС. Состоит этот Союз из ассоциаций, каждая из которых представляет свой сегмент рынка: издателей, звукозаписывающую индустрию, кино, программное обеспечение. Всего в Союз входит 1 900 американских компаний, деятельность которых основана на использовании ОИС.
2.Революционным шагом, заявляющим всему миру, что ИС имеет не последнее значение и для экономики нашей страны, была замена постсоветского законодательства специальными законами, регулирующими отношения, связанные с созданием и использованием отдельных ОИС, таких как товарные знаки, промышленные образцы, изобретения, объекты авторского права, фонограммы и т.д.
3.Унификация и кодификация законодательства об ИС, итогом которых стало
принятие 4-й части ГК РФ начало новой эры регулирования и развития отношений.
связанных с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности, в том числе произведений и объектов прав, смежных с авторскими.
- Многие специалисты высказывались против ее принятия, ввиду несоот¬ветствия международным стандартам охраны интеллектуальной собственности, и сложившейся практике, однако с 1-го января 2008 г. часть четвертая ГК РФ -главенствующий нормативный правовой акт законодательства России в этой сфере. Её по праву можно именовать Кодексом интеллектуальной собственности.
- Большинство специальных законов с Нового года утратили силу - были прямо отменены Законом «О введении в действие части четвертой ГК РФ», так называемым «Вводным Законом».
- В итоге 4-я часть ГК поделена по главам, каждая из которых посвящена регулированию вопросов, связанных с тем или иным ОИС. Глава 70 ГК - «Авторское право» и Глава 71 «Права, смежные с авторскими».

4.Технические и технологические процессы развиваются настолько быстро, что
законодатель далеко не всегда за ними поспевает.
- Поэтому, несмотря на нарекания, высказанные многими специалистами, принятие 4-й части ГК, и проведенное вместе с этим «омоложение» законодательства -важное событие, т.к. ряд положений специальных законов устарел, затрудняя охрану новых ОИС, а также регулирование рыночных отношений, складывающихся вокруг использования таких ОИС.
- Объемы и виды информации, потребляемой обществом, и продолжающая расти потребность в еще большем получении информации, обусловили не только возникновение новых сервисов доставки информационного контента. Это повлекло существенную модернизацию традиционных сервисов, таких, например, как телевещание и радио. Сегодня мы имеем возможность пользоваться различными видами «цифрового» Интернет- и кабельного вещания. Появились такие сервисы, как VOD (video on demand - «видео на заказ»), Stream TV («потоковое» телевещание через Интернет), DTH (direct TV home - доставка сигнала со спутника непосредственно потребителю). Их количество будет только расти.
5.Несмотря на унификацию законодательства, главенствующие положения,
сформулированные в специальных нормативных актах, остались.
- Любое использование ОИС, но прежнему, допускается только на основании разрешения автора или иного правообладателя.
- Отсутствие прямого запрета не считается согласием (разрешением)
правообладателя на использование (долгожданная новелла ГК - ст. 1229).
- Разрешение правообладателя должно быть выражено в форме договора, содержащего существенные условия, предусмотренные ГК РФ.
6.Не смотря на то, что в основе нового Кодекса лежит компиляция норм из ранее действующих специальных Федеральных законов, он содержит и новеллы, связанные с сегодняшней ситуацией на рынке.
7.Нас часто спрашивают, кому «на руку» изменения, произошедшие в законе"} На сегодняшний день без какой-либо судебной практики применения Кодекса, сказать пока трудно. Некоторые специалисты полагают, что в отличие от Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», который с помощью императивных и диспозитивных норм при заключении договора стоял на страже интересов творцов, новый ГК рассматривает автора и пользователя как равноправные экономически защищенные и юридически подкованные стороны договора.
- Процедура правопреемства по договору, от автора или иного первоначального носителя прав на ОИС к иному правообладателю, значительно упростилась. По логике нового закона, если заключается договор, предмет которого сформулирован как отчуждение исключительного права в отношении какого-либо ОИС, то исключительное право отчуждается в полном объеме, на весь срок и территорию использования, и перечислять конкретные способы использования уже не нужно.
8. Вместе с этим, диспозитивных и императивных норм, ставящих пользователя
произведения в некие рамки, и дающих большую свободу действия автору (или иному
правообладателю), тоже прибавилось.
- Теперь прямо установлена обязанность пользователя предоставлять право-обладателю отчеты об использовании ОИС, если договором не предусмотрено обратное.
- Применительно к произведениям, создаваемым в рамках выполнения служебных обязанностей или задания работодателя, - служебным произведениям, появилось новая норма, согласно которой если работодатель в течение 3-х лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет его использование, либо не передаст исключительное право на него другому лицу, либо не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, то исключительное право на это произведение будет принадлежать его автору - т.е. вернется к работнику.
9.Есть также новеллы, вносящие неопределенность в уже сложившуюся практику отношений. Например, новое определение продюсера, как лица организовав¬шего создание аудиовизуального произведения (ст. ст. 1240 и 1263 ГК РФ), в отличие от формулировки «лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание» (закрепленной в утратившем силу с 1 января 2008 г. Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах»), является, на мой взгляд, слишком неконкретной, т. к. позволяет назвать в договоре «продюсером» директора фильма, который, безусловно, занимается организацией съемочного процесса, но никакой инициативы и, тем более, ответственности за это не несет.
10.Вместе с тем, как уже говорилось вначале, авторское право обрело экономи¬ческое значение и до принятия Нового ГК. Еще до вступления его в силу в наш обиход прочно вошли такие понятия, как «Интеллектуальный капитал», «Нематериальный актив», «Рынок...» (и даже «Биржа...») «... авторских прав».